Принят закон об упрощенной схеме оформления земельных участков в собственность.

26 февраля 2012 года

 

 

Принят закон об упрощенной схеме оформления земельных участков в собственность.

 

Советом Федерации одобрен и направлен Президенту принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 февраля 2012 года Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О геодезии и картографии” и статью 12 Федерального закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества”.

 

Еще в июле 2009 года в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

 

В пояснительной записке к законопроекту указывалось: «Оформление в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» на практике столкнулось с серьезными затруднениями.

 

Как следует из многочисленных обращений граждан, одним из наиболее серьезных препятствий для оформления прав на указанные участки является недостаточная правовая определённость частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 93-ФЗ, которая позволяет должностным лицам произвольно решать вопрос об организации и финансировании мероприятий по выполнению в отношении конкретных земельных участков работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета таких земельных участков. При этом во многих случаях действующая редакция частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 93-ФЗ интерпретируется должностными лицами в смысле, позволяющем им удовлетворять заявления одних заявителей и отказывать другим заявителям под предлогом, что они вправе, но не обязаны организовывать и финансировать указанные мероприятия. В ряде случаев должностные лица были готовы решить вопрос положительно за незаконное вознаграждение…

 

В своем заключении Правовое управление указывало: «Как следует из пояснительной записки к законопроекту, законопроект направлен на устранение коррупциогенных факторов, которые, по мнению субъекта права законодательной инициативы, имеют место в статье 12 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», поскольку некоторые формулировки статьи 12 Федерального закона содержат «необоснованно широкие пределы усмотрения» для правоприменителя. В частности, это относится к словам «вправе» и «могут», используемым для установления полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления».

 

В первом чтении законопроект был рассмотрен в 2011 году, а окончательное рассмотрение перенеслось на 2012 год. Так что же изменилось?

 

15 февраля 2012 года Государственной Думой принят Федеральный закон, который вносит изменения в Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества”, уточняющие перечень полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию гражданам содействия при упрощенном оформлении прав на отдельные объекты недвижимого имущества. В соответствии с принятым Законом представительные органы власти разных уровней смогут определять порядок оказания помощи гражданам, в том числе и финансовой, в оформлении документов для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права на участки.

 

Необходимо напомнить, что на сегодняшний день порядок оказания такой помощи в российском законодательстве не прописан.

 

Принятый закон дает право субъектам РФ, федеральным органам власти и органам местного самоуправления, а не обязывает их, определять самим по своему усмотрению и исходя из бюджетных возможностей каждого региона порядок подготовки документов и финансирование всех мероприятий, связанных с подготовкой документов для государственной регистрации права и постановки на кадастровый учет. В рамках реализации указанных полномочий Федеральным законом предусматривается, что названные органы могут выступать заказчиками кадастровых работ, подавать от имени граждан документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

 

Таким образом сохранился диспозитивный характер соответствующих норм Федерального закона, приходится сомневаться, что внесенные изменения существенно не изменят условия реализации права граждан на оформление в упрощенном порядке прав на отдельные объекты недвижимого имущества.

 

 

 

 

 

Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О геодезии и картографии” и статью 12 Федерального закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества”.



Напишите нам по форме обратной связи, или позвоните по тел. +7 (495) 125-45-35. Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы.

    Вверх