03 июня 2015

Пленум Верховного суда обсуждил проект постановления, который должен обеспечить единообразие судебной практики по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости, но принимать документ 02.06.15 на заседании Пленума пока не стали: было решено поработать с ним еще.

Увеличение количества исков об оспаривании результатов кадастровой стоимости, изменение подведомственности таких дел и отсутствие единообразной судебной практики подтолкнуло Верховный суд разработать соответствующее постановление.

В документе наконец-то четко закрепляется право арендаторов обращаться с подобными заявления в суд, регламентированы судебные расходы, установлен период действия новой утвержденной судом оценки, а также срок для обращения в суд.

Кадастровая стоимость используется для расчета земельного налога, а также арендной платы за находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки. Кроме того, с января этого года исходя из нее в некоторых регионах (в том числе Москве и Московской области) исчисляется еще и налог на недвижимое имущество (раньше для этого использовалась балансовая стоимость). Кадастровая оценка земли или объектов недвижимости проводится в массовом порядке – без учета индивидуальных особенностей объектов, и поэтому зачастую оказывается значительно выше рыночной. А рост кадастровой стоимости увеличивает и налоговую нагрузку, что в свою очередь вынуждает заинтересованных лиц оспаривать ее в судах. При этом раньше этой категорией дел занимались арбитражные суды, однако с лета прошлого года они были переданы исключительно в ведение судов общей юрисдикции.

Обращаться в суд с исками об оспаривании кадастровой стоимости заявители могут в течение пяти лет с момента внесения сведений о ней в кадастр, говорится в пункте 8 проекта – именно не реже такого срока должна проводиться госоценка кадастровой стоимости. При этом его пропуск основанием для отказа в принятии заявления быть не может. А если по истечении этого периода новые результаты так и не были приняты, то срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть и вовсе восстановлен.

В проекте закреплена гарантия для заявителей: дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, была ли утверждена органами власти очередная кадастровая оценка до вынесения судом решения или нет (пункт 15). Однако изменить в таком случае свои требования заявитель уже не может, уточняется в пункте 16 – придется идти в суд с самостоятельным требованием.

Затрагивает проект и вопрос о том, с какого момента начинает действовать установленная судом новая кадастровая оценка (пункт 28). Для целей налогообложения она должна использоваться для расчета “за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости”. “Для иных целей (например, для определения арендной платы и выкупной цены) она применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление”, – уточняется в документе.

Регламентирует проект и распределение судебных расходов (пункт 10). При удовлетворении иска они взыскиваются с органа, утвердившего результаты кадастровой стоимости. При этом уточняется, что расходы относятся на заявителя в случае, если “требования сводятся к реализации в судебном порядке его права на определение экономически обоснованной стоимости объекта оценки, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом”. “Поскольку в этом случае решение суда нельзя расценивать как принятое против ответчика”, – поясняется в документе.

Документ разъясняет и иные вопросы правоприменительной практики по оспариванию кадастровой стоимости.



Напишите нам по форме обратной связи, или позвоните по тел. +7 (495) 125-45-35. Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы.

    Вверх