Адвокатская монополия анализ законопроекта. Письмо в Минюст ООО «МИАРАН»

Адвокатская монополия анализ законопроекта. Письмо в Минюст ООО «МИАРАН»

111674, город Москва, 1-я Вольская ул., 1
тел. 8 (495) 632 0128, 8 (495) 504 9213
е-mail: consulting@miaran.ru
Аккредитован в качестве независимого эксперта
от 13.03.2013 № 1688
Распоряжение Министерства юстиции РФ от 13.03.2013 № 517-р

 

31.12.2015 на сайте на Федеральном портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения размещены изменения, разработанные Минюстом России, в госпрограмму «Юстиция», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №312, путем принятия новой редакции всей программы (http://regulation.gov.ru/projects#npa=45128).

В частности, в приложении №3 к госпрограмме «Юстиция» предложено принять в качестве нормативного правового акта распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предусматривающей обеспечение доступа граждан и юридических лиц к получению квалифицированной юридической помощи (Концепция).

Исполнитель – Минюст России. Срок принятия – 2015 год.

Проект Концепции, опубликованный в СМИ, содержит новые положения, кардинально меняющие порядок работы существующего рынка юридических услуг, который в настоящее время представлен корпоративными юристами, адвокатами, лицами, занимающимися частной практикой (как правило, ООО и ИП).

Полагаем, что данное изменение не может быть принято в силу следующих причин:

1. Указанный вид акта исключает проведение общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия на бизнес (ОРВ) при его принятии в силу его ненормативного характера.

Суть Концепции направлена на доступность квалифицированной юридической помощи для граждан, включая в том числе такую категорию как малообеспеченные граждане.

Ожидаемый результат реализации госпрограммы — «Создание условий, обеспечивающих эффективную реализацию гражданами Российской Федерации конституционных прав и свобод».

Реализацию указанных задач планируется осуществить путем:

  • развития рынка профессиональных юридических услуг, включая развитие адвокатуры и нотариата;
  • повышения качества и доступности юридических услуг всем слоям населения и хозяйствующим субъектам.

НО, предлагаемые изменения свели суть Концепции на перевод всех юристов, занимающихся частной практикой, в ряды адвокатов.

Таким образом, принудительно предполагается предпринимательскую деятельность перевести в разряд непредпринимательской, некоммерческой.

На практике это повлечет массовую ликвидацию ООО и ИП, в которых заняты частные юристы, поскольку механизма правопреемства при переходе в адвокатуру не предложено, а ГК РФ в настоящее время предполагает исключительно эту процедуру и альтернативы нет никакой.

Следовательно, данной Концепцией затронуты права и законные интересы более чем 20 тыс. компаний по России, которые в качестве основного вида деятельности указали ОКВЭД 74.11 «Деятельность в области права» (данные портала http://www.b2b-project.ru).

Любой акт, который принимается в отношении предпринимателей, должен в силу закона пройти обязательную оценку регулирующего воздействия на условия функционирования рынка услуг, а также антикоррупционную экспертизу.

Так, согласно статьям 3 и 4 ФЗ от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» федеральный орган исполнительной власти обязан провести антикоррупционную экспертизу акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающего правовой статус организаций.

Помимо этого пунктами 1, 3, 6, 7 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской Экономической комиссии (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318) предусмотрено проведение предварительного расчета последствий для регулирования предпринимательской деятельности и введении новых требований к бизнесу.

Распоряжение Правительства Российской Федерации не является нормативным правовым актом.

Закладываемый в новую редакцию госпрограммы «Юстиция» вид принимаемого акта – распоряжение Правительства Российской Федерации – исключает общественное обсуждение и проведение ОРВ при его принятии, поскольку является ненормативным правовым актом.

В силу статьи 23 ФКЗ от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» распоряжение является актом, не имеющим нормативного характера, который принимается по оперативным и другим текущим вопросам.

Поэтому, если Минюст России считает, что Концепция крайне важна и в силу некоего межотраслевого характера должна быть принята на более высоком уровне, нежели ведомственный приказ, как планировалось изначально, то таким актом должно стать постановление Правительства Российской Федерации (http://minjust.ru/ru/press/news/minyustom-rossii-razrabotan-proekt-koncepcii-regulirovaniya-rynka-professionalnoy).

Оперативный или текущий характер предлагаемые Концепцией изменения существования рынка юридических услуг в таком случае носить не могут ни при каких обстоятельствах.

Данный проект постановления об утверждении Концепции также должен быть в полном соответствии с действующим законодательством размещен публично до его принятия, должны быть проведены его общественное обсуждение и ОРВ, т.к. по содержанию он не меняется и им будет затронуто большое количество лиц, ведущих предпринимательскую деятельность по оказанию юридических услуг.

На основании изложенного, предлагаемые изменения в госпрограмму «Юстиция» не могут быть приняты в указанной части, поскольку неправильно выбрана форма принимаемого по поводу общественных отношений акта, что влечет необоснованный уход от общественного обсуждения значимого для целой отрасли экономики проекта регулирования.

2. Приоритетами и целями государственной политики в сфере юстиции в соответствии с Концепцией является:

пресечение коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.

Особое внимание в Концепции уделяется возможности получения всеми слоями населения бесплатной юридической помощи, для чего в Концепции приводятся соответствующие показатели и предусматривается выделение буджетных средств.

Изменения в Концепцию предусматривают объединение юристов в рамках адвокатских структур, которые не являются государственными структурами. Непонятно, почему государственный орган, а именно Минюст, действует в интересах Федеральной палаты адвокатов, которая является некоммерческой организацией.

Здесь можно усмотреть коррупционную схему:

  1. В возможности приоритетного использования бюджетных средств, выделяемых в рамках бесплатной юридической помощи не только в уголовном процессе;
  2. Ограничение деятельности другого юридического сообщества или создание дискриминирующих условий
  3. Возможности получения дополнительных средств, при этом коррупционных, при создании условий перехода юристов юридических компаний в адвокатуру.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Таким образом считаем, что любой акт, предусматривающий использование бюджетных средств и предусматривающий приоритеты по их получению, а так же возможности сговора и создания неких дискриминационных условий должны проходить обязательную антикоррупционную экспертизу.

Кроме того, обращаем внимание, что Концепция не направлена на перевод всех юристов в адвокаты, Концепция направлена на развитие профессиональной юридической помощи и ее доступности для населения.

Таким образом, дискриминационное навязывание статуса адвоката является крайне реакционным и ничем не обоснованным, и не направлено на реализацию заявленных в Концепции приоритетов и целей государственной политики в сфере юстиции, а именно: пресечение коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.

Генеральный директор Тренева В.В.
Управляющий партнер Кузмичева О.Б.




Напишите нам по форме обратной связи, или позвоните по тел. +7 (495) 632-01-28. Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы.

Вверх