Особенности утверждения правил землепользования и застройки

Утверждение правил землепользования и застройки является критически важным аспектом градостроительной деятельности в Российской Федерации, регулируемым Статьей 32 Градостроительного кодекса РФ. Этот процесс не только определяет условия использования земельных участков, но и формирует облик городов и поселений, влияя на экономическое развитие, экологическую обстановку и качество жизни населения. Статья 32 устанавливает правовые рамки для утверждения правил, включая необходимость проведения публичных слушаний и соблюдение предписаний местного и федерального законодательства. В данной статье подробно рассматриваются процедуры и особенности, предусмотренные Статьёй 32, включая недавние изменения и дополнения, которые оказывают значительное влияние на процесс утверждения правил землепользования и застройки на территории Российской Федерации.

Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки

Если проекты документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, а также изменения к ним были подготовлены и обсуждены на публичных слушаниях до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ, то утверждение этих документов осуществляется в соответствии с редакцией Кодекса, действующей до этой даты.

Согласно поправкам, указанным в Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 264-ФЗ, правила землепользования и застройки для муниципальных образований в пределах субъекта РФ утверждаются местными администрациями в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности субъекта РФ. Утверждение правил может проводиться без публичных слушаний и общественных обсуждений, а также без заключения комиссии по проекту правил, если новая редакция полностью соответствует ранее утвержденной редакции.

Правила землепользования и застройки должны утверждаться представительным органом местного самоуправления или местной администрацией, если это предусмотрено местным законодательством. К проекту правил обязательно прилагаются протоколы и заключения о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений, за исключением случаев, когда их проведение не требуется по кодексу. Для проектов, касающихся территорий исторических поселений или особо охраняемых природных территорий, требуется также согласование с соответствующими федеральными или региональными органами, в зависимости от уровня значимости объектов культурного наследия или охраняемых природных территорий.

Часть 2 статьи 32 предписывает, что представительный орган местного самоуправления может утвердить правила землепользования и застройки на основе рассмотрения проекта и сопутствующих обязательных приложений. В альтернативе, проект может быть отправлен на доработку главе местной администрации, если обсуждения или публичные слушания выявили необходимость изменений, за исключением случаев, когда утверждение правил происходит по законодательству субъекта РФ о градостроительной деятельности без дополнительных слушаний. Подробнее о конституционно-правовом аспекте данной статьи смотрите в определении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2017 года № 593-О.

Часть 3 обязывает опубликовать утвержденные правила землепользования и застройки в установленном порядке и разместить их на официальных интернет-ресурсах соответствующих муниципальных образований.

Часть 3.1 уточняет, что утвержденные правила должны быть размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в течение десяти дней после утверждения.

Часть 4 дает физическим и юридическим лицам право обжаловать утверждение правил в судебном порядке.

Часть 5 указывает, что органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ могут обжаловать утверждение правил в суде, если они противоречат федеральному или региональному законодательству.

Дополнительно, статья 32 была расширена частью 6, которая регулирует условия утверждения правил для земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ. Эти правила могут быть утверждены не ранее чем через год после включения данных земель в границы населенного пункта.

Юрист в Миаран
В качестве юриста по недвижимости, который также является автором блога, я стремлюсь делиться своими знаниями и опытом в области недвижимости, чтобы предоставить ценные советы и информацию для всех, кто сталкивается с юридическими аспектами при покупке, продаже, аренде или инвестировании в недвижимость. Моя цель — сделать сложные юридические концепции доступными и понятными для широкой аудитории, будь то профессионалы рынка недвижимости или просто люди, стремящиеся совершить свою первую сделку.
Кузмичева Ольга Борисовна
Кузмичева Ольга Борисовна недавно публиковал (посмотреть все)


Автор: Кузмичева Ольга Борисовна
В качестве юриста по недвижимости, который также является автором блога, я стремлюсь делиться своими знаниями и опытом в области недвижимости, чтобы предоставить ценные советы и информацию для всех, кто сталкивается с юридическими аспектами при покупке, продаже, аренде или инвестировании в недвижимость. Моя цель — сделать сложные юридические концепции доступными и понятными для широкой аудитории, будь то профессионалы рынка недвижимости или просто люди, стремящиеся совершить свою первую сделку.

Напишите нам по форме обратной связи, или позвоните по тел. +7 (495) 125-45-35. Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы.

    Вверх