Дачная амнистия

C 4 августа 2018 года для возведения объекта индивидуального жилого строительства (ИЖС) или садового дома не нужно получать разрешение на строительство и не требуется  градостроительный план земельного участка. Вместо разрешений на строительство предлагается уведомительный порядок возведения частных домов: Разрешение на строительство жилого дома заменили на уведомления.

1. Суть дачной амнистии.

В сентябре 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Законом были внесены изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ, в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” и др. В народе этот закон получил название — Закон о «дачной амнистии».

Закон ввел упрощенную процедуру оформления гражданами прав собственности на земельные участки и построенные на них дома, хозяйственные постройки и гаражи. Он был принят в помощь всем тем, кто приобрел земельные участки до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001), но до сих не оформил свои права. Особенно много сложностей у тех кто получил земельный участок или приобрел дом в 90-е годы и ранее и у кого существуют проблемы с документами на земельный участок, кто построил дом без разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию и не может зарегистрировать свое право.

“Дачная амнистия” не применяется, если земельный участок предоставлен после введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть после 30.10.2001 года, или если земельный участок предоставлялся до введения в действие Земельного кодекса в аренду.

Закон предоставил право зарегистрировать за собой именно право собственности, независимо от права на каком был предоставлен земельный участок ранее: постоянное (бессрочное) пользование или пожизненно наследуемое владение или вообще без указания передаваемого права. Исключение составляют случаи, когда земельный участок в соответствии с федеральными законами вообще не может передаваться в частную собственность: ограниченные в обороте или изъятые из оборота участки, например, если окажется, что земельный участок относится к землям лесного фонда.

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается. Принятия решения о предоставлении в собственность таких земельных участков не требуется — для регистрации собственности достаточно старого правоустанавливающего/правоудостоверяющего документа или выписки из похозяйственной книги.

Землевладельцы, построившие на своем участке индивидуальный жилой дом, не получив разрешения на ввод дома в эксплуатацию, до 1 марта 2015 года могут зарегистрировать право на дом предоставив только кадастровый паспорт дома. До 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

На садовые домики, быни, кухни, гаражи, т.е. недвижимость, не требующую выдачи разрешения на строительство, право собственности может быть зарегистрировано по декларации, без осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на дом или иные строения вправе зарегистрировать права собственности на земельные участки на которых они расположены по «дачной амнистии», предоставив на государственную регистрацию прав собственности только документы на дом и документ, подтверждающий предоставление земельного участка правопредшественнику дома. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Как оформить дачную амнистию:

Процедура оформления прав собственника зависит от того, о какой именно недвижимости идет речь. Однако при любой ситуации следует помнить о том, что перечень документов, необходимых для такого оформления, установлен законом и является исчерпывающим. Регистрирующие органы не вправе запрашивать у вас по своему усмотрению дополнительные документы.

Дачная амнистия сроки:

Дачная амнистия сроками не ограничена, за исключением правил регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества — до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта. Регистрация права собственности для объектов, требующих разрешение на строительство, до 1 марта 2015 года осуществляется на основании кадастрового паспорта.

2. Регистрация права собственности на земельный участок по дачной амнистии.

Право собственности может быть зарегистрировано на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Оформление осуществляется по правилам статьи 25.2. Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Документы для дачной амнистии:

Для оформления права собственности в территориальный орган Федеральной регистрационной службы вам необходимо представить следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации права собственности;
  2. квитанцию об уплате государственной пошлины;
  3. документ, удостоверяющий личность заявителя, или нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
  4. любой документ о праве на земельный участок, который есть у вас на руках, в частности
  • акт о предоставлении данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • акт (свидетельство) о праве на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право на данный земельный участок.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам статьи 25.2. Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

  • свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
  • один из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.2 и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

3. Межевание земельного участка при оформлении земельного участка по дачной амнистии.

На начальном этапе действия дачной амнистии для регистрации прав на земельный участок требовалось межевание земельного участка, постановка на кадастровый учет и предоставление кадастрового плана для регистрации права собственности на земельный участок.

Оказалось, что межевание земельного участка и его постановка на кадастровый учет довольно дороги, что начало тормозить проведение дачной амнистии, большинство граждан просто не имело средств для проведения межевания.

В связи с чем, были внесены изменения в ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Согласно этим изменениям право собственности на дачные, садовые участки и участки под личное хозяйство или жилищное строительство регистрируется за гражданами даже в том случае, если кадастровый план составлен не в полном объеме, в частности в нем отсутствует информация о границах данного земельного участка. Возникло понятие – ранее учтенный земельный участок, это земельный участок, учтенный в кадастре недвижимости, ему присвоен кадастровый номер, но границы его не установлены, кроме того, по таким участкам может отсутствовать информация о правообладателе, о виде разрешенного использования или категории земель, о кадастровой стоимости.

Так как в ходе дачной амнистии межевание большинства участков не проводилось, возникла другая проблема – в настоящее время в судах лежит множество дел, когда соседи спорят, где проходит граница между участками, не редки случаи захвата части участка. Это очень сложные споры, длительные и дорогостоящие, требующие привлечения юристов и экспертов.

Рекомендуем при регистрации земельного участка обязательно проводить межевание (установление границ) земельного участка, в процессе межевания согласовывать границы участка с соседями, внести сведения о границах земельного участка в Кадастр недвижимости.

Каждый добросовестный правообладатель может быть уверен, что его право на участок не будет оспорено, если границы участка определены, а права зарегистрированы.

4. Увеличение площади при дачной амнистии.

В соответствии с изменениями в ФЗ «О кадастровом учете» внесенными ФЗ № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» дачная амнистия позволяет узаконить фактическую площадь земельного участка, но в пределах, установленных законом о кадастровом учете. Ведь за время эксплуатации земельного участка фактическая площадь земельного участка могла быть увеличена, забор перенесен, кроме того, необходимо учитывать погрешность приборов, которыми замерялись земельные участки в момент их предоставления.

Дачная амнистия позволяет бесплатно узаконить добавленную к участку землю на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительного этого участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, и оформить регистрацию права на весь участок целиком по фактически занимаемой площади.

Кроме того, в настоящее время при постановке на кадастровый учет, межевое дело должно содержать сведения, подтверждающие использование земельного участка в заявленных границах 15 лет и более, это могут быть графические материалы, справки госорганов и иные документы.

Бесплатно (по дачной амнистии) зарегистрировать земельный участок в фактических границах можно при условии, если участок был предоставлен до вступления в силу Земельного кодекса (до 29.10.01). В противном случае землю, сверх документально оформленного участка, можно получить в собственность только выкупив ее.

Бесплатно увеличить земельный участок не получится, если участок увеличился за счет земель, например, лесного фонда, или водоохранных зон, и иных земель ограниченных в обороте или исключенных из оборота. Такие земли по закону не могут находиться в частной собственности, но можно оформить аренду.

Если межевание земельного участка проведено, а излишки не были учтены, воспользоваться дачной амнистией не получится, в этом случае необходимо обращаться за предоставлением земельного участка в целях присоединения к оформленному, или доказывать свое право в судебном порядке.

В определенных период в 90-х годах, при проведении земельной реформы, гражданам предоставлялись в собственность земельные участки, в пределах норм, установленных органами местного самоуправления, несмотря на то, что в фактическом пользовании участок был значительно большей площади. В связи с чем, возникли ситуации, когда гражданин и его правопредшественники с давних времен фактически владели 15 сотками, что могли подтвердить и документально, а получили в собственность только 10 соток. На оставшиеся неоформленные сотки сохранялось фактическое владение. Такие излишки считаются предоставленными на праве бессрочного пользования. Их можно оформить только в судебном порядке.

5. Вид разрешенного использования земельного участка.

Многие старые документы о выделении (предоставлении) земельных участков не содержат информации не только о праве на котором предоставлен земельный участок, но и о категории и  виде разрешенного использования земельного участка. В этом случае для оформления свидетельства о государственной регистрации права собственности необходимо получить дополнительные документы об отнесении земельного участка к землям нужной категории и виду разрешенного использования в местной администрации, а по землям сельхозназначения (дачные и садовые участки) эти документы необходимо запрашивать у органов власти субъекта РФ.

Данную информацию так же необходимо внести в кадастр недвижимости.

6. Регистрация дома по дачной амнистии.

Дачная амнистия установила упрощенный порядок регистрации на создаваемые или созданные объекты недвижимости. Оформить дом по дачной амнистии можно до 1 марта 2015 года.

Можно выделить два вида построек, возводимых на земельном участке: требующие и не требующие получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. К первому виду можно отнести индивидуальные жилые дома, ко второму – хозяйственные строения и сооружения (гаражи, бани, сараи, беседки и тому подобное), а также дачные и садовые домики. Процедура регистрации права собственности для каждого из этих видов будет иметь свои особенности.

Основанием для государственной регистрации права собственности на такие объекты до 1 марта 2015 года являются:

  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект;
  • документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимости и содержащие его описание.

Для объектов, требующих разрешение на строительство документом, подтверждающим факт создания такого объекта недвижимости и содержащим его описание, является кадастровый паспорт на дом.

А для объектов, возведение которых не требует разрешения на строительство, достаточно измерить площади своих строений и заполнить декларацию. Документ «Декларация об объекте недвижимого имущества» подтверждает факт создания регистрируемого объекта недвижимости и является основанием для государственной регистрации этого права. Форма декларации об объекте недвижимости, утверждена Приказом Минэкономразвития РФ № 232 от 15.08.2006 года. В декларации приводится техническое описание объекта, а также указывается место его нахождения, назначение, кадастровый номер земельного участка

На каждую оформляемую постройку заполняется своя декларация. Заявленные в декларации данные по площади построек никем не оспариваются.

7. Особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.

Федеральным законом № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.

В соответствии с внесенными дополнениями, граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Принятие решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Если земельный участок предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению до вступления в силу ФЗ от 15.04.1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, гражданин, являющийся членом данного объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

  • описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
  • заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

  • сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
  • сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В двухнедельный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении земельного участка в собственность. Отказ допускается, только если существует федеральный закон, устанавливающий запрет на предоставление категории рассматриваемого земельного участка в собственность.

Таким образом, теперь члены садоводческого, дачного или огороднического объединения свободны в регистрации права собственности на земельный участок в индивидуальном порядке и не зависят от других членов своего объединения и правления.

После получения решения о предоставлении земли в собственность можно обращаться в регистрационную службу для регистрации права собственности, предоставив общий пакет документов (заявление, кадастровый план, решение о предоставлении участка в собственность, квитанцию об уплате госпошлины, документ, удостоверяющий личность).

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

 

Ниже Вы можете заказать юридическую услугу, или задать вопрос. Наши специалисты свяжутся с Вами для уточнения Ваших требований и условий сотрудничества.



Напишите нам по форме обратной связи, или позвоните по тел. +7 (495) 125-45-35. Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы.

    Вверх