О новом законе о приватизации земель под объектами недвижимости

30 октября 2007 г.

Наши услуги в 2018 году: Земли под зданиями, сопровождение выкупа, аренды.

С 30 октября 2007 г. вступил в силу закон о приватизации земель под объектами недвижимости – Федеральный закон РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» от 24.07.2007г. № 212-ФЗ.

Данный закон вносит изменения в Часть вторую статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (изменения вступают в силу с 1 января 2008 года), Земельный кодекс Российской Федерации; в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”; в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”; в Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”; в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (изменения вступают в силу с 1 января 2011 года).

Особо важным является то, что изменения в Земельный кодекс РФ и в ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” каснулись статей, регулирующих права арендаторов земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также права собственников зданий и сооружений по выкупу земельных участков, на которых расположена данная недвижимость. Согласно закону, земли, находящиеся под приватизированными объектами недвижимости, должны быть оформлены в собственность или аренду до 1 января 2010г.

Так второй абзац пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса в новой редакции имеет следующее содержание: “Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.” Сравнив со старой редакцией мы увидим, что добавлены ключевые слова:  «Если иное не установлено федеральными законами…», таким образом исключительное право на приватизацию теперь можно ограничить федеральными законами. Аналогичные изменения включены в пункт 9 статьи 22: после слов “арендатор земельного участка имеет право” дополнены слова «, если иное не установлено федеральными законами».

Статья 36 Земельного кодекса РФ дополнена пунктами 1.1. и 1.2. следующего содержания:

“1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.”;

“1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.”

Таким образом, конкретизирован вопрос установления выкупной цены.

Внесены изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” в части конкретизации порядка и условий продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, до 1 января 2010 года – статья 2 Федерального закона. При этом закон устанавливает предельный размер выкупной цены таких участков. Новеллой является право органов государственной власти при продаже земельных участков в городах с населением свыше 3 миллионов человек устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, а также устанавливать запрет на перепрофилирование земельных участков.

Продлен срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность, а религиозным организациям – на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года.

Очень важные дополнения внесены в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”:

статья дополнена пунктом 2.2 следующего содержания:

“2.2. Собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.”;

пункт 10 статьи дополнен абзацем следующего содержания:

“Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.” Закон устанавливает предельные размеры арендной платы за земельные участки в размере 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, 1,5% кадастровой стоимости участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, и 2% кадастровой стоимости – для прочих земельных участков.

Таким образом, законодатель по мере накопления практики и опыта в вопросах земельного регулирования, совершенствует земельное законодательство, данные изменения необходимы для обеспечения перехода от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками к праву собственности и праву аренды, для создания рынка недвижимости, развития ипотеки, упорядочения земельных и гражданских правоотношений. .



Напишите нам по форме обратной связи, или позвоните по тел. +7 (495) 125-45-35. Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы.

    Вверх